Портал правительства Москвы

Работа с несовершеннолетними

Детский и подростковый суицид



Суицидальное поведение у подростков.
Как распознать проблему и справиться с ней


Тема суицидального поведения у подростков всегда была закрытой. Все мы, родители, думаем, что нас никогда не коснется такая проблема, боимся поделиться с кем-либо тревогой, которую может внушать поведение ребенка. Но, насколько бы эта тема не была тяжела для нашего восприятия, не стоит отгораживаться от проблемы, лучше обсудить все, что беспокоит со специалистом-психологом. Сегодня психолог Центра содействия семейному воспитанию «Юнона» Диана Аветисян расскажет о том, на что стоит обратить внимание родителям, и как помочь ребенку, если он уже предпринимал попытки причинить себе вред.

Способы предупреждения суицида

Попыткам суицида предшествуют изменения настроения, поведения, снижение самооценки, нарушения сна и аппетита, проблемы с учебой, головные боли и иные психосоматические проблемы, суицидальные мысли.

Если ребенок говорит: «Лучше я бы не появлялся на свет» или «Лучше заснуть и не просыпаться», − это признаки суицидальных намерений.

Саморазрушающее поведение тоже может говорить о склонности к суициду: алкоголь, наркотики, экстремальные виды спорта, «зацеперство» и т.п.

«Нельзя ругать, упрекать, давить на чувство совести или вины. Такие действия могут подорвать доверие к родителям, понизить самооценку. Важно выяснить, что беспокоит ребенка, задав прямые вопросы, внимательно выслушать, поддержать, убедить обратиться за помощью», − советует психолог.

Внимание: самоповреждения / Аутоагрессия

Членовредительство может включать поверхностные царапины, порезы, прижигания, а также колющие ранения, удары и повторяемое растирание кожи. Повреждения кожи могут наноситься ребенком, как с умыслом, так и без.

Членовредительство может быть связано с алко- или нарко- зависимостями или показывает, что подросток находится в сильном стрессе.

Иногда такое поведение является данью моде среди определенной группы подростков, в том числе среди «виртуальных» друзей.

Такие проявления аутоагрессии не указывают на попытку суицида, а являются:

  • «наказанием» для себя самого;
  • способом привлечения внимания кого-то из близких;
  • выражением злости;
  • подражанием кому-то из друзей или известным людям;
  • простым любопытством «А что, если...».

«С любыми самоповреждениями необходимо обратиться к психиатру, чтобы он определил, что является причиной членовредительства в конкретной ситуации», − рекомендует Диана Авестисян.

Алгоритм действий в случае, если ребенок предпринял попытку суицида:

  1. Непосредственно устранить угрозу жизни в текущий момент.
  2. Предотвратить возможность повторной попытки — спрятать потенциально опасные вещи: острые предметы, лезвия, таблетки, веревки и т.п., не оставлять ребенка одного.
  3. Тщательно следить за тем, чтобы ребенок принимал назначенные лекарства. До завершения лечения ребенок должен находиться под постоянным наблюдением родителей и специалистов.

«Дети могут угрожать себя убить или даже инсценировать суицид для того, чтобы обратить на себя внимание или добиться желаемого. Но даже если подросток „играл на публику“, нельзя игнорировать это, смеяться или ругать ребенка за „спектакль“. В таком случае подросток может повторить попытку по-настоящему, чтобы доказать, что „он не шутит“. Оценить серьезность угрозы должен помочь врач-психиатр», − отмечает психолог.

Факторы, снижающие риск суицида

  • Сопровождение специалистами/психологами, обладающими достаточными знаниями в области суицидологии;
  • Отсутствие стигматизации и табуирования;
  • Поддержка близких, друзей, учителей и других лиц, участвующих в жизни ребенка;
  • Обучение, развитие навыков разрешения конфликтов.

Мифы о суициде

«Кто говорит о суициде, не совершит его». Говоря о суициде, люди неосознанно ищут помощь или поддержку. Например, в состоянии депрессии может казаться, что суицид − это единственный способ справиться со своим состоянием.

«Человек, который реально хочет причинить вред своему здоровью, не привлекает к себе внимания». Обычно суициду предшествуют предупреждающие знаки, вербальные или поведенческие.

«Если у человека есть склонность к суициду, то это навсегда». В большинстве случаев суицидальные попытки и\или мысли имеют временный характер и связаны с конкретной ситуацией.

«Родители должны быть вместе со своим ребенком в трудной ситуации. Только, будучи рядом, поддерживая неокрепшую психику подростка, можно вырастить уверенного в себе, сильного человека», − убеждена Диана Аветисян.

Если у вас есть опасения, что вашему ребенку нужна психологическая помощь, и вы не можете справиться сами, обратитесь в ближайший семейный центр или узнайте о возможности получить квалифицированную помощь онлайн на сайте.

Детский и подростковый суицид

В современной России проблема суицида среди детей и подростков является одной из первостепенных и наиболее актуальных социальных проблем. По числу суицидов среди несовершеннолетних Россия занимает первое место в мире. Среди причин смертности подростков самоубийство занимает третье место сразу после тяжелых травм и неизлечимых врожденных болезней. По данным официальной статистики, от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, что составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. По данным ВОЗ, каждый год в нашей стране завершают жизнь самоубийством 200 детей и полторы тысячи подростков. За последние четыре года (2010−2013 г. г. [1]) самоубийством покончили жизнь 5285 несовершеннолетних. На каждые 100 тысяч детей 10−14 лет приходится 2,5 самоубийства, среди подростков 15−19 лет — 14,6 (данные 2012 г.).

С точки зрения разных исследователей, суицидальное поведение учащается с возрастом и достигает максимума в пубертатном периоде, соответственно, пик суицидального риска падает на 15−19 лет. Впрочем, есть основания считать, что число суицидальных попыток в детском возрасте (с 6 до 12 лет) также увеличивается. При этом не существует официальных данных по количеству попыток самоубийства.

В общей сложности 45% девушек и 27% юношей в России задумывались о самоубийстве. У 30% лиц в возрасте 14−24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия.

Появляется все больше доказательств, что самоубийство среди детей в возрасте 5−14 лет является растущим явлением.

К сожалению, положительных тенденций изменения показателей завершенных суицидов среди подростков не наблюдается.

Отмечаются значительные различия в частоте суицидов среди детско-подросткового населения по федеральным округам. Так, в 2012 году в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах показатели частоты суицидов среди подростков превышали среднероссийские в 2,5 раза.

Еще более выражены различия в частоте суицидов в отдельных субъектах Российской Федерации. Наибольшая частота завершенных суицидов среди молодежи в возрасте от 15 до19 лет (на 100 тысяч населения) по данным, поступившим из субъектов Российской Федерации, в 2012 году зарегистрирована в Чукотском автономном округе (167,8), Республике Алтай (108,4), Республике Тыва (99,2), Забайкальском крае (64,1), Республике Бурятия (63,3), Республике Коми (50,3), Республике Калмыкия (45,5), Ненецком автономном округе (41).

Для сравнения, в Москве, отличающейся в целом достаточно благополучной суицидальной обстановкой, частота самоубийств среди детей составляет 0,9 на 100 тысяч, среди подростков и молодежи — 1,9 на 100 тысяч.

Одним из показателей суицидального поведения является индикатор ГППЖ (годы потенциально потерянной жизни), который определяется по следующей формуле: [75 — средний возраст] х число смертей.

Анализ данного показателя (ГППЖ) по интересующей нас категории показывает, что в данной возрастной популяции (от 5 до 21 года) потеряно 109 954 лет жизни.

Что касается причин суицидального поведения, то анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, чёрствостью и безразличием окружающих.

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни.

Современное состояние культуры предполагает постоянное принудительное общение конкретного человека с огромной массой людей, которое обезличивает его и впоследствии порождает конфликты. Как заметил К. Лоренц, степень отчужденности людей напрямую зависит от плотности населения (по Погодину И. А., 2008). Будучи микросоциально обусловленными, большинство суицидальных действий направлены не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей с окружающими. Это в первую очередь относится к суицидальным действиям именно подростков, поскольку они направлены обычно не против своей личности, а против окружения. В большинстве случаев в подростковом возрасте речь идет не о покушении на самоубийство, а лишь о применении суицидальной техники для достижения той или иной суицидальной цели.

Все более существенную роль в этиологии суицидального поведения несовершеннолетних играет безнаказанное размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования информации, популяризирующей самоубийства, провоцирующей ребенка или подростка на лишение себя жизни. В Интернете имеется значительное число сайтов, где культивируется тема смерти, своим опытом делятся те, кто уже пытался покончить жизнь самоубийством. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии.

А.Е. Личко выделяет три типа суицидального поведения у подростков: истинное, демонстративное и аффективное (Личко, А.Е., 2000).

При истинном суицидальном поведении намерение подростка покончить с собой нередко долго вынашивается, предпринимаются меры, чтобы никто этому не помешал. В оставленных нередко записках звучат мотивы поступка, субъективные оценки обстоятельств, самообвинения и др. При патохарактерологических реакциях, составляющих 10% попыток, истинное суицидальное поведение бывает обычно следствием длительной и тяжелой психической травматизации, воздействующей, прежде всего, на слабые стороны акцентуированного характера. Чаще такие действия обнаруживаются у сенситивных и циклоидных (в депрессивной фазе) подростков. Заметно чаще истинное суицидальное поведение у подростков проявляется при депрессивных состояниях, имеющих различное происхождение.

Демонстративное суицидальное поведение по сути своей выражает не всегда осознанное подростком стремление привлечь внимание к положению, в котором он оказался, вызвать сочувствие, избежать ожидаемых неприятных последствий за какие-либо поступки, выйти из трудной ситуации, а также напугать своих недругов (шантаж, угрозы, вымогательство и т. п.). При такой попытке подросток не всегда гарантированно защищен от смертельного исхода, так как часто не осознает степень опасности предпринимаемых действий и их последствий.

Аффективное суицидальное поведение является одной из форм острых психогенных реакций, возникающих на фоне акцентуаций характера, психопатий или остаточных явлений органического поражения головного мозга. Одной из разновидностей такого типа суицидального поведения является реакция пассивного протеста в подростковом возрасте. В основе такой реакции лежит состояние чрезвычайно сильного переживания обиды или острого недовольства окружающими, либо самим собой, стремление отомстить, наказать лиц, повинных в незаслуженном наказании, унизительном замечании. Такая реакция может быть ограничена всего лишь мыслью или представлением о суициде, либо выразиться в совершении суицидальной попытки. В последнем случае решение заранее не обдумывается, а возникает по механизму «короткого замыкания». В отличие от демонстративных суицидальных реакций, суицидальные реакции протеста совершаются в одиночестве. Если смертельный исход не наступил, то дети и подростки, как правило, стыдятся своего поступка, стараются его скрыть, тогда как демонстративная реакция рассчитана на внимание и сочувствие окружающих.

Основными мотивами суицидального поведения детей и подростков являются (Калинина Л.М., 1994):
•переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;
•действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство, ревность;
•переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
•чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
•боязнь позора, нежелание извиниться;
•любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
•чувство мести, злобы, протеста, угроза и вымогательство;
•желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
•сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов («эффект Вертера»).

По мнению ряда авторов (Ю.А. Клейберг, 2005; Г. И. Макартычева, 2007), риск суицида у подростков провоцируется рядом следующих факторов:

1.Детство, проходящее в неблагополучных семьях: тяжелый психологический климат в семье, утрата родителей, конфликты родителей, алкоголизм, беспризорность, заброшенность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого.

2.Детство, протекающее в психологически разрушенных семьях: отвержение в семье, назойливая опека, жестокость и требовательность без ласки, критичность к любым действиям подростка. Особую опасность представляют скрытые, непроявленные и внешне бесконфликтные ситуации: неадекватные стили воспитания и обращения с ребенком, ненормальное подавление самостоятельности, несвобода, бесконечное морализаторство, поучения; несправедливые наказания и ограничения. Также актуальна проблема насилия над ребенком и жестокость по отношению к нему.

3.Отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе. Отверженные дети занимают низшие ступени в статусной иерархии группы, часто подвергаются насмешкам, физическому и психическому насилию.

4.Психологическая неустойчивость на фоне трудно протекающего пубертата: ранний старт, морфологические дисгармонии и анормальности развития организма, психическая неустойчивость и развитие акцентуаций характера.

Причины суицидов в детском и подростковом возрасте могут быть следующие:

1.Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребенок думает, что все можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание смерти формируется не раньше 18 лет.

2.Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе «без родины и флага» чаще испытывает ощущение ненужности, депрессии.

3.Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом возникает ситуация, по мнению подростка, несовместимая с представлением «как жить дальше» (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т. д.), т. е. происходит утрата цели.

4.Саморазрушающее поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).

5.Реакция протеста, источником которой часто выступают нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.

6.Генетические факторы. Суицид — форма девиантного поведения, где сочетание двух типов факторов (средового и генетического) является важным и необходимым, и ни один из них не может быть рассмотрен в отдельности от другого как достаточный.

7.Подростки, страдающие хроническими соматическими и неврологическими заболеваниями, приводящими к социально-психологической изоляции и сопровождающимися депрессивными переживаниями.

8.Депрессия. (Иовчук Н.М., Калинина Л. М., Кивелиович А. М., 1994).

Если более подробно говорить о депрессии у подростков, то ее признаки могут проявляться в:
-печальном настроении;
-чувстве скуки;
-чувстве усталости;
-нарушении сна;
-соматических жалобах;
-неусидчивости и беспокойстве;
-фиксации внимания на мелочах;
-чрезвычайной эмоциональности;
-замкнутости;
-рассеянности внимания;
-агрессивном поведении;
-демонстративном непослушании;
-склонности к бунту;
-злоупотреблении алкоголем или наркотиками;
-плохой успеваемости;
-прогулах в школе (Иовчук Н.М., Калинина Л. М., Кивелиович А. М., 1994).

обрезанный.jpg

d_1813838946_page-0001.jpg

d_1813838946_page-0002.jpg

d_1813838946_page-0003.jpg


d_1813838946_page-0004.jpg

Приложение Рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализующим государственную молодежную политику, в сфере информирования несовершеннолетних о программах и проектах, направленных на создание альтернативы асоциальному поведению несовершеннолетних



organyi_osushhestvl._zashhitu_prav_nesovershennoletnih_page-0001.jpg


Органы, осуществляющие защиту прав несовершеннолетних


Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав района Куркино сообщает, что

Согласно ч.3 ст. 14.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и в соответствии с ч. 3 ст. 3.12 Закона г. Москвы от 21.11.2007 г. № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»:
Непринятие мер по недопущению нахождения в ночное время (с 23 часов до 6 часов) несовершеннолетних, не достигших возраста 16 лет, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, на территориях, на которых ведется строительство, на территориях автомагистралей, путепроводов, железнодорожных магистралей и полос отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи, трубопроводов, в парках, водоемах и на прилегающих к ним территориях (береговая полоса), в помещениях общего пользования ( на технических этажах, чердаках, в подвалах) и на крышах жилых домов, на территориях, прилегающих к образовательным учреждениям, в организациях, обеспечивающих доступ к сети Интернет – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на родителей (законных представителей), лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, в размере от ста до пятисот рублей.

Согласно Статьи 9 Федерального закона от 24 июля 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:
1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также несовершеннолетние, их родители или иные законные представители вправе обратиться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в суд с иском о возмещении вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда.
2. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:
1) орган прокуратуры — о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
2) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав — о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3) орган опеки и попечительства — о выявлении несовершеннолетних, оставшихся безе попечения родителей или иных законных представителей, либо находящиеся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
4) орган управления социальной защитой населения — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
5) орган внутренних дел — о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;
5.1) уголовно-исполнительные инспекции — о выявлении состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях несовершеннолетних осужденных, нуждающихся в оказании социальной и психологической помощи, помощи в социальной адаптации, трудоустройстве, о выявленных случаях совершения ими правонарушения или антиобщественных действий, нарушения ими установленных судом запретов и (или) ограничений, уклонения несовершеннолетних осужденных, признанных больными наркоманией, которым предоставлена отсрочка отбывания наказания, от прохождения курса лечения от наркомании, а также медицинской реабилитации либо социальной реабилитации или уклонения несовершеннолетних осужденных от исполнения возложенных на них судом обязанностей;
6) орган управления здравоохранением — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
7) орган, осуществляющий управление в сфере образования — о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций или иных организаций, осуществляющих обучение, либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных организациях;
8) орган по делам молодежи — о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.
3. Информация, указанная в пункте 2 настоящей статьи, подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность.
4. Должностные лица, родители несовершеннолетних или иные их законные представители и иные лица несут ответственность за нарушение прав несовершеннолетних, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов российской Федерации.