Противодействие экстремизму
Памятка
родителям по профилактике экстремизма
Основной группой риска для пропаганды экстремистов является молодежь как наиболее чуткая социальная прослойка. Причем молодежь подросткового возраста, начиная примерно с 14 лет, поскольку в эту пору начинается становление человека как самостоятельной личности.
Мотивами вступления в экстремистскую группу являются стремление к активной деятельности, индивидуальному самовыражению и общению с людьми, разделяющими их убеждения, ориентация на агрессивное поведение, а также желание выразить протест и почувствовать свою независимость.
Важно помнить, что попадание подростка под влияние экстремистской группы легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой. Несколько простых правил помогут существенно снизить риск попадания вашего ребенка под влияние пропаганды экстремистов:
2. Обеспечьте досуг ребенка. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные организации, военно-патриотические клубы дадут возможность для самореализации и самовыражения подростка, значительно расширят круг общения.
3. Контролируйте информацию, которую получает ребенок. Обращайте внимание, какие передачи он смотрит, какие книги читает, на каких сайтах бывает. СМИ являются мощным орудием в пропаганде экстремистов.
Основные признаки того, что молодой человек или девушка начинают подпадать под влияние экстремистской идеологии, можно свести к следующим:
- его/ее манера поведения становится значительно более резкой и грубой, прогрессирует ненормативная либо жаргонная лексика;
- резко изменяется стиль одежды и внешнего вида, соответствуя правилам определенной субкультуры;
- на компьютере оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями экстремистско-политического или социально-экстремального содержания;
- в доме появляется непонятная и нетипичная символика или атрибутика (как вариант нацистская символика), предметы, которые могут быть использованы как оружие;
- подросток проводит много времени за компьютером или занимается самообразованием по вопросам, не относящимся к школьному обучению, художественной литературе, фильмам, компьютерным играм;
- повышенное увлечение вредными привычками;
-резкое увеличение числа разговоров на политические и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости;
Если вы подозреваете, что ваш ребенок попал под влияние экстремистской организации, не паникуйте, но действуйте быстро и решительно:
1. Не осуждайте категорически увлечение подростка, идеологию группы – такая манера точно натолкнется на протест. Попытайтесь выяснить причину экстремистского настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно.
2. Начните «контрпропаганду». Основой «контрпропаганды» должен стать тезис, что человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если он будет учиться дальше и как можно лучше, став, таким образом, профессионалом и авторитетом в обществе, за которым пойдут и к которому прислушаются. Приводите больше примеров из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных национальностей и рас вместе добивались определенных целей. Обязательным условием такого общения должны быть мягкость и ненавязчивость.
3. Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы.
Будьте внимательны к своим детям!
Противодействие экстремизму
Тренировка по эвакуации сотрудников ГУ-Главного управления ПФР №9 при пожаре и возникновении ЧС состоялась.
I. Общие положения
1. Алгоритм (порядок) взаимодействия заинтересованных органов при выявлении противоправного контента в сети «Интернет» (далее – Алгоритм) направлен на разъяснение порядка взаимодействия заинтересованных органов государственной власти (далее – Органы) при выявлении в сети «Интернет» информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, в целях ограничения доступа на территории Российской Федерации к такому противоправному контенту в сети «Интернет».
II. Порядок ограничения доступа к интернет-ресурсу, содержащему информацию, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации
2. В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Единый реестр, eais.rkn.gov.ru).
3. Во внесудебном порядке на основании решений уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти (МВД России, Роскомнадзор, Роспотребнадзор, ФНС России и Росалкогольрегулирование) доступ на территории Российской Федерации ограничивается к сайтам в сети «Интернет», содержащим:
- информацию о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, а также о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
- материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
- информацию о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
- информацию, нарушающую требования Федерального закона
от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях» о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи;
- информацию, содержащую предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которых ограничена или запрещена законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
4. В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 15.1 Федерального закона
№ 149-ФЗ доступ к сайтам в сети «Интернет» ограничивается также на основании постановления судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.
5. Ограничение доступа к сайтам в сети «Интернет» согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ осуществляется на основании вступившего в законную силу решения суда о признании информации, содержащейся на интернет-ресурсе, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации (или экстремистской[1]).
Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев иски в суды о признании информации запрещенной подаются органами прокуратуры.
5.1. «Веб-зеркала» интернет-сайтов, содержащих экстремистские материалы[2], вносятся в Единый реестр на основании официальных писем от органов МВД России, ФСБ России и прокуратуры, содержащих сведения о распространении на страницах сайтов в сети «Интернет» материалов, ранее признанных в судебном порядке экстремистскими.
В случае выявления в сети «Интернет» экстремистского материала, Органу рекомендуется направить сведения о распространении такого контента в сети «Интернет» с указанием конкретной страницы сайта в сети «Интернет», содержащей экстремистский материал, и приложением снимка с экрана монитора (скриншота), в соответствующее территориальное подразделение МВД России, ФСБ России или прокуратуры.
6. Пунктом 6 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы Единый реестр, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г.
№ 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 1101), закреплен порядок взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, а также граждан по вопросам выявления и ограничения доступа к запрещенной информации в сети «Интернет». Данная форма размещена на официальном интернет-сайте Роскомнадзора по адресу: https://eais.rkn.gov.ru/feedback/.
6.1. После поступления через указанную электронную форму обращения о распространении в сети «Интернет» информации, подпадающей под основания, указанные в части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, сведения о распространении такой противоправной информации направляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти для принятия соответствующего решения.
6.2. После признания уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации или поступления в Роскомнадзор соответствующего решения суда или постановления судебного пристава-исполнителя, доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащие такую противоправную информацию, включаются в Единый реестр и запускается процесс ограничения доступа на территории Российской Федерации к данному интернет-ресурсу в соответствии с процедурами, установленными постановлением Правительства Российской Федерации № 1101.
7. В силу статьи 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ незамедлительное ограничение доступа на территории Российской Федерации производится в отношении интернет-ресурсов, распространяющих:
- информацию с призывами к массовым беспорядкам;
- информацию с призывами к осуществлению экстремистской деятельности;
- информацию с призывами к участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка;
- информационные материалы иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».
Роскомнадзор является техническим исполнителем, обеспечивающим ограничение доступа на территории Российской Федерации к интернет-ресурсам, распространяющим указанный выше противоправный контент, на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей.
III. Процедура направления и рассмотрения информации по вопросу ограничения доступа к запрещенной информации, размещенной в сети «Интернет»
8. В случае выявления в сети «Интернет» материалов с признаками запрещенной информации, указанной в пункте 3 Алгоритма, посредством электронной формы (https://eais.rkn.gov.ru/feedback/) направляется сообщение о распространении на странице сайта в сети «Интернет» такого контента (далее – Сообщение).
8.1. Для направления ссылок на сайты или страницы сайтов в сети «Интернет», содержащие материалы с признаками запрещенной информации, посредством электронной формы необходимо выполнить следующие действия:
- открыть посредством интернет-браузера раздел сайта Роскомнадзора «Единый реестр запрещенной информации» (https://eais.rkn.gov.ru/) и в подразделе «Прием сообщений» (http://eais.rkn.gov.ru/feedback/) сформировать Сообщение о наличии на сайте или странице сайта в сети «Интернет» признаков запрещенной информации (поля, отмеченные знаком «*» обязательны для заполнения);
- в поле «Тип информации» следует выбрать один из типов запрещенного к распространению контента;
- ввести в поле «Указатель страницы сайта в сети «Интернет» конкретную ссылку на интернет-страницу сайта в сети «Интернет» (например, http://example.com/example.html), где содержатся признаки запрещенной информации;
- в подразделе «Заявитель» в полях «Фамилия», «Имя», «Отчество», «Место работы» имеется возможность указать соответствующие данные должностного лица, направившего Сообщение и наименование Органа;
- в поле «E-mail» следует указать активный адрес электронной почты для получения уведомления о результатах отработки Сообщения. На указанный адрес электронной почты будут направляться уведомления о принятии ссылок к рассмотрению и о включении их в Единый реестр.
9. В Сообщении следует указывать конкретную страницу интернет-сайта, содержащую признаки наличия запрещенной информации.
В Сообщении не следует указывать ссылки на результаты поисковых запросов поисковых систем в сети «Интернет» (например, https://yandex.ru/search..., https://www.google.ru/… и т.д.), а также ссылки на результаты поисковых запросов поисковых сервисов интернет-сайтов (например, http://vk.com/search...).
Внесение в Единый реестр указателей страниц сайтов поисковых систем в сети «Интернет» приведет к ограничению доступа именно к поисковым сервисам, а не к ресурсам, содержащим запрещенную информацию.
Кроме того, результаты поисковых запросов, отображаемых поисковыми сервисами интернет-сайтов и непосредственно поисковыми системами в сети «Интернет», могут меняться в зависимости от релевантности запрашиваемой информации, что не позволяет точно идентифицировать страницу сайта в сети «Интернет», на которой размещен запрещенный материал.
В случае выявления с помощью вышеуказанных поисковых сервисов интернет-сайтов и поисковых систем в сети «Интернет» запрещенной информации, следует установить конкретный адрес страницы сайта в сети «Интернет», на котором данный материал размещен (перейдя по ссылке, отображаемой поисковым интернет-сервисом), и сформировать посредством электронной формы Сообщение в порядке, установленном настоящим Алгоритмом (пункты 8 и 8.1. Алгоритма).
10. Электронная форма, опубликованная на сайте в сети «Интернет» http://blocklist.rkn.gov.ru, позволяет получить данные о принятых мерах по ограничению доступа к сайтам и (или) страницам сайтов сети «Интернет» в рамках исполнения требований статей 15.1–15.6-1 и 15.8 Федерального закона
№ 149-ФЗ.
Для этого в указанной электронной форме следует ввести данные об указателе страницы сайта в сети «Интернет» или доменном имени интернет-ресурса с обязательным указанием протокола передачи данных («http://» или «https://» в зависимости от того, какой протокол передачи данных использует интернет-ресурс[3]).
[1] В соответствии с порядком, предусмотренным статьей 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
[2] Федеральный список экстремистских материалов размещен на официальном сайте Минюста России по адресу: http://minjust.ru/extremist-materials.
[3] Протокол передачи данных определяется посредством интернет-браузера при копировании ссылки на страницу сайта в сети «Интернет» из адресной строки браузера.
ПАМЯТКА КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ УГРОЗЕ ЭКСТРЕМИЗМА
Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.
Внимание!
Экстремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам.
Если Вы столкнулись с фактами экстремистской деятельности:
· подрыв безопасности Российской Федерации; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
· унижение национального достоинства, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
· пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
· пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.
Сообщите по телефонам для экстренного реагирования:
Управление по СВАО ФСБ по Москве и Московской области - 8 (495) 689-33-03
Полиция - 102
Помните!
Экстремистские организации и их члены используют любые социальные, этнические и религиозные осложнения, разногласия иные факторы нестабильности в целях достижения своих идеологических и политических интересов.
Важно!
· Понимание культуры и традиций другой национальной группы, другой конфессии - основа противодействия экстремизму;
· Относитесь к чужой культуре с тем же уважением, с которым относитесь к собственной;
· Не судите о ценностях, убеждениях и традициях других культур, отталкиваясь от собственных ценностей.
· Никогда не исходите из превосходства своей религии над чужой религией.
· Общаясь с представителями других верований, старайтесь понимать и уважать их точку зрения.
· Каждая культура, какой бы малой она не была, имеет, что предложить миру, но нет такой культуры которая бы имела монополию на все аспекты
Профилактика экстремизма
Экстремизм – это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды. Различают следующие виды экстремизма:
· политический
· национальный
· религиозный
Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа», его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же территории.
Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма.
Политический экстремизм – это движения или течения против существующего конституционного строя.
На сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Наблюдается увеличение неформальных молодежных движений экстремистской направленности. В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, нередко - несовершеннолетние лица 14 – 18 лет.
Преступления экстремистской направленности.
К преступлениям экстремистской направленности относятся:
публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства, организация экстремистского сообщества и т.д.
Проявления экстремистской деятельности
Терроризм – это крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.
Национализм – это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.
Расизм – это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества.
Фашизм - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя.
Уголовная ответственность за данные преступления возникает с 16 лет. Степень уголовной ответственности зависит от степени тяжести преступления – штраф от ста тысяч рублей до лишения свободы (от шести месяцев до пожизненного заключения).
Бабушкинской межрайонной прокуратурой города Москвы при осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности проводится мониторинг информационно-телекоммуникационной сети Интернет с целью выявления сайтов экстремистского характера.
В ходе проверок выявляются сайты, на которых в открытом доступе для неопределенного круга лиц содержатся тексты книг, статей, иных публикаций, которые решением суда признаны экстремистскими материалами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремистскими материалами понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Определение экстремистской деятельности содержится в статье 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и включает в том числе публичное оправдание терроризма; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.
Статья 12 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» запрещает использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», информационно-телекоммуникационная сеть Интернет относится к сетям связи общего пользования.
В случае если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», с учетом особенностей отношений, регулируемыхзаконодательством Российской Федерации в области связи.
Согласно статье 13 Федерального закона 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.
Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации в установленном порядке.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав в частности является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Прокурор на основании пункта 1 статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересах Российской федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Суд в соответствии со статьей 264 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, рассматривает дела об установлении других имеющих юридическое значение фактов.
По результатам данных проверок межрайонной прокуратурой в целях защиты прав неопределенного круга лиц и во исполнение законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности в прошедшем периоде 2016 года предъявлено в суд 17 заявлений о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, рассмотрено и удовлетворено судом – 20 (с учетом предъявленных прокуратурой ранее в 2015 году).
О Стратегии национальной политики города Москвы на период до 2025 года
В целях реализации в городе Москве положений Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, определения долгосрочных перспектив развития многонационального московского сообщества и повышения эффективности мер, предпринимаемых органами исполнительной власти города Москвы во взаимодействии с органами местного самоуправления и институтами гражданского общества в сфере гармонизации межэтнических отношений и обеспечения межнационального согласия, Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить Стратегию национальной политики города Москвы на период до 2025 года (приложение).
2. Признать утратившими силу:
2.1. Постановление Правительства Москвы от 22 июня 2010 года N 522-ПП "О Концепции реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве".
2.2. Постановление Правительства Москвы от 7 июня 2011 года N 248-ПП "О Комплексных мероприятиях по реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве".
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики Горбенко А.Н.
Мэр Москвы
С.С.Собянин
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 6 июня 2016 года N 312-ПП
Стратегия национальной политики города Москвы на период до 2025 года
Город Москва стал центром формирования российского государства как единение многих народов, языков, культур и религий, общих для всех духовно-нравственных ценностей, объединяющих идей патриотизма, многонациональность которого стала не сферой противоборства, а мощным фактором общественного развития. Благодаря этому город Москва не знал межнациональных и межрелигиозных войн и, став столицей, сохраняя связь времен, единый культурный цивилизационный код, основанный на русской культуре и русском языке, историко-культурном наследии всех народов России, создал великое, исторически успешное многонациональное государство.
Сохраняя свою историческую преемственность, москвичи, являясь неотъемлемой составной частью российской гражданской нации, вносят достойный вклад в сохранение и развитие многовекового союза братских народов всей страны. Основы национальной политики позволяют городу Москве олицетворять многонациональность российского народа, гарантировать удовлетворение этнокультурных потребностей граждан на основе многовековых российских традиций гармонизации межнациональных отношений и выполнять историческую миссию центра многонационального единения народов России, Русского мира и евразийского сообщества.
1. Общие положения
1.1. Стратегия национальной политики города Москвы на период до 2025 года (далее - Стратегия) направлена на активизацию и мобилизацию человеческого, интеллектуального и делового потенциала городского сообщества в целях безопасного, гармоничного и поступательного развития города Москвы, соблюдение и защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина.
1.2. Стратегия основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683, Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и города Москвы; обеспечении преемственности с предыдущими стратегическими и программными документами, разработанными и реализованными в городе Москве; учете современных международных реалий, новых вызовов и тенденций в межнациональных отношениях; адаптации к московским условиям передового опыта регионов России и зарубежных стран.
1.3. Развивая основные положения Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и являясь одним из инструментов ее реализации, настоящая Стратегия в то же время представляет собой самостоятельный документ стратегического планирования национальной политики на региональном уровне.
1.4. Настоящая Стратегия определяет основное содержание, систему взглядов и ценностей национальной политики города Москвы, долгосрочные, отвечающие реалиям XXI века перспективы национального развития города Москвы, обеспечивает перевод стратегического видения национальной политики в практическую плоскость путем раскрытия основных направлений реализации национальной политики.
1.5. В Стратегии отражаются вопросы состояния межнациональных отношений в городе Москве, раскрываются новые факторы и вызовы в данной сфере, формулируются принципы и цели национальной политики, определяются основные направления и задачи, а также механизмы реализации национальной политики города Москвы.
1.6. Решая задачу по укреплению общероссийской гражданской нации, в Стратегии констатируется, что в городе Москве исторически сложилось московское сообщество, члены которого, несмотря на различие национальностей, составляют единую культурно-историческую общность "москвичи".
1.7. Стратегия реализуется во взаимодействии органов исполнительной и законодательной (представительной) власти, органов местного самоуправления в городе Москве и институтов гражданского общества города Москвы.
2. Современное состояние межнациональных отношений в городе Москве
2.1. Город Москва - столица России - является крупнейшим субъектом Российской Федерации с многонациональной структурой населения.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории города Москвы проживает около 12 млн человек, представляющих многие этнические общности страны, ближнего и дальнего зарубежья.
В городе Москве проживают представители более 160 народов. Наиболее многочисленными группами из числа лиц, указавших национальность, являются русские - 91,6 %, украинцы - 1,4 %, татары - 1,4 %, армяне - 1 %, азербайджанцы - 0,5 %, евреи - 0,5 %. Остальные группы составляют менее 0,5 % населения.
Кроме того, в городе Москве единовременно находится до 1,5 млн иностранных граждан.
2.2. В городе Москве продолжают работать традиционные механизмы межнационального саморегулирования и общежития, а также механизмы адаптации и интеграции вновь прибывших представителей различных национальных групп из субъектов Российской Федерации и зарубежных стран в городское сообщество.
2.3. В столице Российской Федерации зарегистрированы и осуществляют свою деятельность более 100 национальных общественных объединений, в том числе и национально-культурных автономий.
2.4. Этнический состав населения города Москвы, характер протекающих межнациональных и межрелигиозных процессов обусловлен специфической ролью города Москвы в Российской Федерации.
2.5. Особенности города Москвы, влияющие на характер межнациональных отношений и содержание национальной политики, заключаются в том, что город Москва выступает в качестве:
2.5.1. Политического, культурного и информационного центра Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, формирующего представление о России в мире, в том числе в сфере межнациональных отношений, объекта внимания российских и зарубежных средств массовой информации.
2.5.2. Экономического и финансового центра Российской Федерации, наиболее сильного в экономическом плане субъекта Российской Федерации, что обуславливает высокую степень межнационального и межрелигиозного взаимодействия, интенсивность межрегиональной и международной миграции, прежде всего трудовой.
2.5.3. Многонационального и многорелигиозного центра Российской Федерации, сохраняющего национально-культурное достояние народов, средоточия национальных, религиозных, региональных и международных интересов.
2.5.4. Международного туристского центра, что позволяет использовать туризм в качестве инструмента общественной дипломатии и межкультурной коммуникации.
2.6. В настоящее время устойчивое большинство жителей города Москвы ориентировано на межнациональное и межрелигиозное согласие и сотрудничество. Согласно опросам общественного мнения, около 75 % опрошенных москвичей оценили межэтнические отношения в столице как достаточно спокойные. Почти 90 % москвичей ответили, что не чувствуют враждебности к людям другой национальности, и столько же считают недопустимым использование насилия в межнациональных и межрелигиозных спорах.
2.7. Вместе с тем у значительной части жителей города Москвы наблюдаются настороженность к представителям отдельных национальных и религиозных меньшинств, различного рода опасения в связи с наличием в городе Москве большого числа мигрантов. В городе Москве отмечены проявления деятельности радикальных националистических организаций, эмиссаров экстремистских религиозных течений. Миграционные потоки привносят в город Москву напряженность в отношениях между отдельными национальностями, вовлеченными в неурегулированные межнациональные и межрелигиозные конфликты в России и за рубежом.
2.8. В течение последних нескольких лет возник ряд новых факторов, непосредственно влияющих на цели, задачи и направления реализации национальной политики города Москвы, а именно:
2.8.1. Кризисные явления в российской и мировой экономике, внешние экономические санкции в отношении Российской Федерации, которые могут служить фактором снижения уровня жизни москвичей разных национальностей.
2.8.2. Нарастание трудовой миграции в город Москву из субъектов Российской Федерации и других государств, а также последствия миграционного кризиса в Европе и на Ближнем Востоке.
2.8.3. Социально-политический кризис и вооруженный конфликт на Украине, обусловившие перемещение большого количества людей в Россию и в город Москву в частности.
2.8.4. Целенаправленная политика отдельных стран и политических сил по подрыву межнационального согласия и единства народов Российской Федерации и целостности Русского мира.
2.8.5. Трудности в социокультурной и языковой адаптации мигрантов к московской и общероссийской среде в целом, тенденция к формированию обособленных языковых и культурных сообществ (этнических анклавов) с целью удовлетворения материальных и коммуникативных запросов по признакам этнического, регионального происхождения и религиозной принадлежности.
2.8.6. Рост угрозы терроризма и религиозного экстремизма вследствие активной позиции Российской Федерации в борьбе с международным терроризмом.
2.8.7. Развитие информационно-коммуникационных технологий, создающих новые возможности и новые риски в сфере межнациональных отношений, связанные с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, для пропаганды экстремистских идей, провоцирования межнациональных конфликтов, манипулирования сознанием людей, прежде всего молодежи.
2.8.8. Увеличение территории города Москвы в 2,5 раза в 2012 году за счет присоединения обширных, слабо урбанизированных территорий с иным типом расселения жителей, численность которых быстро растет, в том числе за счет внутренней и внешней миграции населения.
3. Принципы и цели национальной политики города Москвы
3.1. Основные принципы национальной политики города Москвы соответствуют Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, отвечают принципам демократического, социально ориентированного общества и включают в себя:
3.1.1. Приоритет государственных интересов и российской гражданской нации относительно интересов этнических и религиозных групп, нарушающих целостность российского общества.
3.1.2. Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности и отношения к религии.
3.1.3. Единство городского сообщества на основе исторического многонационального наследия, русской культуры и русского языка как родного языка русского народа, языка межнационального общения народов России и постсоветского пространства.
3.1.4. Необходимость соблюдения общепринятых норм, традиций и правил поведения и общежития в городе Москве представителями всех национальностей и религий.
3.1.5. Уважение к особенностям национальных идентичностей и культур всех народов, представители которых проживают в городе Москве.
3.2. Целями национальной политики города Москвы являются:
3.2.1. Упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности российской нации в городе Москве.
3.2.2. Консолидация многонационального городского сообщества москвичей, учет и защита интересов москвичей.
3.2.3. Гармонизация отношений национального большинства и национальных меньшинств вне зависимости от их численности и религиозной принадлежности.
3.2.4. Сохранение, соразмерное развитие и поддержка сложившейся национальной структуры городского сообщества путем рациональной демографической и миграционной политики.
3.2.5. Обеспечение высокого уровня региональной безопасности города Москвы и качества государственного управления в сфере национальной политики.
3.2.6. Социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов в городское сообщество.
4. Основные направления и задачи национальной политики города Москвы
4.1. Совершенствование государственного управления в сфере национальной политики и привлечение органов местного самоуправления к участию в реализации национальной политики города Москвы:
4.1.1. Формирование в рамках реализации национальной политики города Москвы системы взаимодействия и координации органов исполнительной и законодательной (представительной) власти города Москвы, органов местного самоуправления, национальных и межнациональных общественных объединений, средств массовой информации, научно-исследовательских и образовательных организаций.
4.1.2. Совершенствование нормативно-правовой базы города Москвы в сфере реализации национальной политики.
4.1.3. Организация научного и экспертно-аналитического сопровождения реализации национальной политики города Москвы.
4.1.4. Обеспечение дополнительного профессионального образования по вопросам реализации национальной политики государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, а также лиц, замещающих муниципальные должности.
4.1.5. Осуществление постоянного мониторинга состояния межнациональных отношений в городе Москве.
4.2. Формирование механизмов выявления, учета и реализации интересов москвичей в рамках национальной политики города Москвы:
4.2.1. Совершенствование деятельности Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский дом национальностей" и его Общественного совета в целях выявления и учета мнений и интересов москвичей различных национальностей и их национальных сообществ.
4.2.2. Осуществление мероприятий по гармонизации отношений между национальным большинством и национальными меньшинствами в рамках городского сообщества.
4.2.3. Создание механизма общественной дипломатии, а также общественного контроля, включающего функционирование общественной инспекции по делам национальностей.
4.2.4. Содействие разработке, заключению и реализации общественных договоров между представителями различных этнических групп в городе Москве с целью обеспечения межнационального согласия и конструктивного межэтнического взаимодействия.
4.3. Содействие сохранению и развитию культурного и духовного потенциала народов, проживающих в городе Москве:
4.3.1. Обеспечение сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала многонационального состава жителей города Москвы на основе идей единства и дружбы народов, межнационального согласия и патриотизма.
4.3.2. Распространение знаний об истории и культуре народов, проживающих в городе Москве, в том числе посредством создания и развития базы данных об исторических памятных местах в городе Москве, связанных с представителями народов Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья.
4.3.3. Формирование культуры межнационального общения в соответствии с общепринятыми нормами морали и традиционными духовно-нравственными ценностями жителей города Москвы.
4.3.4. Развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, соответствующих экскурсионных маршрутов, популяризация объектов туристского показа, тесно связанных с жизнью представителей различных национальностей, в том числе видных деятелей культуры, науки, искусства.
4.3.5. Развитие добровольческого движения в сфере сохранения культурного наследия народов, проживающих в городе Москве.
4.3.6. Оказание возможной государственной поддержки в проведении научных исследований, научно-популярных публикаций, создания произведений литературы, искусства, кино и телевидения, интернет-продукции, освещающих значимые исторические события и общие достижения народов, проживающих в городе Москве.
4.4. Развитие системы гражданско-патриотического воспитания и образования москвичей, прежде всего молодежи:
4.4.1. Содействие распространению идей интернационализма, патриотизма, духовной, культурно-исторической и цивилизационной общности российского народа.
4.4.2. Разработка и реализация мероприятий, посвященных изучению многовекового опыта взаимодействия народов России, истоков общероссийского единства и солидарности.
4.4.3. Содействие разработке и реализации образовательных программ, включающих сведения о культурных ценностях и национальных традициях народов России.
4.4.4. Создание условий, содействующих формированию у подрастающего поколения гражданской, национальной и цивилизационной идентичности, правового сознания, воспитанию культуры межнационального общения.
4.4.5. Развитие инфраструктуры реализации национальной политики города Москвы в административных округах города Москвы, включая дома дружбы, интерактивные клубы межнационального общения.
4.4.6. Развитие системы гражданско-патриотического воспитания москвичей в сфере межнациональных отношений в образовательных организациях города Москвы.
4.4.7. Совершенствование учебно-методической деятельности по развитию системы воспитания и образования в сфере межнациональных отношений по линии "семья - детский сад - школа - вуз" в городе Москве.
4.4.8. Обеспечение дополнительного профессионального образования научно-педагогических кадров, а также представителей общественных организаций в области национальной политики.
4.5. Противодействие национальному и религиозному экстремизму:
4.5.1. Развитие общественных институтов предупреждения межнациональных конфликтов, распространения национального и религиозного экстремизма и связанных с ними криминальных проявлений и массовых беспорядков.
4.5.2. Формирование в обществе обстановки неприятия идей экстремизма, ксенофобии, национальной и религиозной исключительности, нацизма, расизма, шовинизма и русофобии, направленных на подрыв общественно-политической стабильности, межнационального мира и согласия.
4.5.3. Реализация мер по профилактике недобросовестного использования национального фактора в избирательном процессе и в партийных программах.
4.5.4. Содействие общественным инициативам по мониторингу средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет в целях профилактики и выявления публикаций, направленных на разжигание межнациональной или межрелигиозной розни.
4.5.5. Использование технологий распространения информации посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, включая социальные сети, электронную почту, интеллектуальные поисковые системы, социально ориентированные компьютерные игры и блогосферу, а также мобильной связи и других электронных ресурсов в интересах гармонизации межнациональных отношений, этнокультурного созидания, противодействия этническому экстремизму и терроризму.
4.6. Реализация эффективной миграционной политики, содействие адаптации и интеграции в городское сообщество мигрантов при уважении интересов и традиций москвичей:
4.6.1. Оптимизация привлечения иностранной рабочей силы и создание экономических условий для снижения зависимости экономики города Москвы от иностранной рабочей силы за счет обеспечения права трудоустройства граждан Российской Федерации, российских соотечественников, проживающих за рубежом, а также граждан стран участников Союзного государства Белоруссии и России, Евразийского экономического союза.
4.6.2. Осуществление взаимодействия между органами исполнительной власти города Москвы, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в сфере миграции, и институтами гражданского общества в области разработки и реализации национальной и миграционной политики города Москвы.
4.6.3. Создание условий для адаптации и интеграции мигрантов в городское сообщество, изучения русского языка, приобщения мигрантов к ценностям, культуре и традициям москвичей.
4.6.4. Формирование условий, препятствующих созданию в городе Москве различного рода национальных территориальных образований (этнических анклавов), изменению сложившегося национального состава на местах.
4.6.5. Вовлечение национальных общественных объединений, в том числе национально-культурных автономий, в процесс социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов на основе использования инфраструктуры многофункциональных миграционных, культурных, просветительских и образовательных организаций.
4.7. Стимулирование положительной динамики рождаемости среди жителей города Москвы как части многонационального российского народа:
4.7.1. Развитие демографического потенциала города Москвы за счет стимулирования рождаемости среди жителей города Москвы и сохранения межнационального баланса в городе Москве.
4.7.2. Пропаганда традиционных семейных ценностей как духовно-нравственного фундамента демографической политики в целях укрепления и поддержки семьи, повышения уровня рождаемости жителей города Москвы.
4.7.3. Анализ, прогнозирование и предупреждение негативных влияний национальных, миграционных и цивилизационных процессов в мире на этнодемографическую ситуацию в городе Москве.
4.8. Развитие межнационального, межрегионального и международного сотрудничества в области национальной политики:
4.8.1. Развитие системы договорных отношений между городом Москвой и субъектами Российской Федерации о совместной деятельности в области национальной и миграционной политики.
4.8.2. Развитие межрегиональных культурных связей, распространение классических (традиционных) и современных произведений литературы и искусства народов России и стран ближнего зарубежья, в том числе с привлечением региональных теле- и радиоканалов, организация художественных выставок, гастролей творческих коллективов.
4.8.3. Использование ресурса общественной дипломатии путем вовлечения институтов гражданского общества города Москвы в решение задач межнационального, межрегионального и международного культурного и гуманитарного сотрудничества как средства развития и налаживания межцивилизационного диалога, обеспечения взаимопонимания между народами.
4.8.4. Развитие системы мер поддержки российских соотечественников, проживающих за рубежом, содействие в сохранении их в едином культурном, образовательном, гуманитарном и интеграционном пространстве.
4.8.5. Взаимодействие с региональными и международными неправительственными организациями, включая евразийские, в целях недопущения дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности, использования двойных стандартов в понимании гражданских свобод.
4.9. Информационное обеспечение реализации национальной политики города Москвы:
4.9.1. Создание в сфере национальной политики новых, отвечающих требованиям современного информационного общества понятийно-категориального аппарата, смыслов и образов.
4.9.2. Развитие московского информационного пространства на основе идей духовного и культурного единства российского народа, патриотизма, межнационального согласия, противодействия этническому и религиозному экстремизму, любым формам дискриминации.
4.9.3. Распространение печатной рекламной продукции, производство и размещение в теле- и радиоэфире социальной рекламы и иной видеопродукции, поддержка создания тематических радио- и телепередач, газетных и журнальных рубрик, интернет-проектов, направленных на реализацию целей и задач национальной политики города Москвы.
4.9.4. Организация выступлений в средствах массовой информации руководителей государственных органов города Москвы, представителей институтов гражданского общества, национальных общественных объединений и религиозных организаций по актуальным вопросам, связанным с реализацией национальной политики города Москвы.
4.9.5. Осуществление органами государственной власти города Москвы с участием институтов гражданского общества, экспертного и журналистского сообщества мониторинга публикаций печатных и электронных средств массовой информации по вопросам реализации национальной политики города Москвы, а также проведение регулярных семинаров для журналистов по повышению их квалификации в данной сфере.
4.10. Повышение роли и значения национальной политики города Москвы в социально-экономическом развитии города Москвы:
4.10.1. Проведение комплексного анализа и учет влияния межнациональных отношений и миграционных процессов на социально-экономическое и общественно-политическое развитие города Москвы.
4.10.2. Поддержание межнационального согласия как ключевого фактора социального, экономического и научно-технического развития города Москвы, обеспечения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности города Москвы в системе глобальной экономики.
5. Механизмы реализации национальной политики города Москвы
5.1. Практическая реализация национальной политики города Москвы предусматривает создание системы управления, учитывающей проявления национального фактора в различных областях жизни городского сообщества, и ее оптимизацию посредством управленческих решений органов исполнительной власти города Москвы, в ведении которых находится соответствующая сфера жизнедеятельности города Москвы.
5.2. Общую координацию реализации национальной политики города Москвы осуществляет Департамент национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы.
5.3. Учитывая тесную взаимосвязь межнациональных отношений и миграционных процессов, протекающих в городе Москве и Московской области, координация реализации национальной политики города Москвы осуществляется с использованием возможностей Объединенной коллегии исполнительных органов государственной власти города Москвы и Московской области и иных совместных органов.
5.4. Основными механизмами реализации национальной политики в городе Москве являются:
5.4.1. Стратегическое планирование, включающее настоящую Стратегию, программу (план мероприятий) реализации национальной политики города Москвы.
5.4.2. Государственно-частное и общественно-государственное партнерство в реализации национальной политики города Москвы.
5.4.3. Обеспечение стабильного финансирования реализации национальной политики города Москвы за счет выделяемых в установленном порядке средств бюджета города Москвы, а также за счет средств, привлекаемых в установленном порядке из внебюджетных источников.
5.4.4. Развитие инфраструктуры, деятельность которой направлена на решение задач национальной политики города Москвы.
5.4.5. Поддержка деятельности национальных и межнациональных общественных объединений, в том числе ассоциаций, фондов, национально-культурных автономий, как средства выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения стабильности межнациональных отношений, предупреждения конфликтов на национальной почве.
5.4.6. Содействие повышению социальной ответственности бизнеса и привлечение в установленном порядке дополнительных источников финансирования мероприятий в области реализации национальной политики города Москвы.
5.4.7. Стимулирование общественных объединений, организаций и индивидуальных предпринимателей, активно участвующих в реализации национальной политики города Москвы.
5.4.8. Содействие развитию экономического взаимодействия города Москвы с субъектами Российской Федерации и городами стран - участниц Евразийского экономического союза в целях укрепления добрососедских отношений и межнационального сотрудничества.
5.4.9. Содействие развитию сотрудничества Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский дом национальностей" с домами национальностей, домами дружбы, центрами национальной культуры, клубами межнационального общения и другими учреждениями, осуществляющими функции в сфере национальной политики в субъектах Российской Федерации и зарубежных странах.
5.4.10. Обеспечение прозрачности источников финансирования в сфере национальной политики города Москвы, а также совершенствование механизмов финансовой отчетности.
5.4.11. Разработка и утверждение основных характеристик (индикаторов), позволяющих оценивать состояние межнациональных отношений в городе, эффективность деятельности органов исполнительной власти города Москвы по реализации задач национальной политики города Москвы, поставленных в настоящей Стратегии.
5.4.12. Осуществление контроля за ходом реализации национальной политики города Москвы.
5.4.13. Проведение мониторинга состояния межнациональных отношений в городе Москве.
5.4.14. Осуществление корректировки мероприятий в сфере национальной политики города Москвы по результатам анализа ее реализации и мониторинга состояния межнациональных отношений в городе Москве.
5.5. Реализация национальной политики города Москвы осуществляется также путем заключения договоров и соглашений города Москвы с субъектами Российской Федерации по вопросам реализации национальной политики.
5.6. Информационная и аналитическая поддержка реализации национальной политики в городе Москве осуществляется посредством привлечения информационных ресурсов заинтересованных государственных органов и органов местного самоуправления, государственных научных учреждений, экспертного и журналистского сообщества.
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка мэрии Москвы
Одной ногой в ИГИЛе Как террористы вербуют россиянок.
Террорист XXI века - это уже не «лицо кавказской национальности» с большой спортивной сумкой, как это было в 1990-е, потому что такого мужчину остановит первый же полицейский. И не женщина в хиджабе, ведь при входе в вокзал или аэропорт ее пять раз проведут через рамки металлоискателя. Террористам теперь нужны девушки типичной славянской внешности, желательно не очень броской и приметной. Такие девушки обычно не вызывают подозрений полиции и служб безопасности их не останавливают на улице для проверки документов, их сумки не просвечивают при входе метро. Террористы пытаются этим воспользоваться. И активно вербуют россиянок в запрещенную в России террористическую организацию ИГИЛ и другие бандформирования.
Мальчик-с-Нальчик
22-летняя москвичка Елена Третьякова познакомилась в интернете с молодым человеком из Нальчика Арсеном Ханиковым. Нового друга из соцсети Лена сразу стала называть «прынцем»: уж слишком выгодно он отличался от большинства мужчин. При внешней брутальности и суровости относился к девушке очень трепетно, не скупился на комплименты во время виртуального общения в скайпе, каждое утро красивыми стихами желал удачного дня и каждый вечер - спокойной ночи, производил впечатление очень внимательного, заботливого и надежного.
З0-летний Арсен профессионально занимался борьбой, при этом был очень эрудированным, начитанным, собирался' поступить на философский факультет московского вуза, не пил и не курил, был ревностным мусульманином. Словом, каменная стена, за которой девушка мечтала быть с ранней юности. Мужчина-идеал, которого она так долго искала и ждала.
Елена без памяти влюбилась в Арсена буквально за месяц. Воспринимала его не иначе, как будущего мужа, а свою сильно изменившуюся за это время жизнь - как сказку.
Отрезвить девушку было особо некому. Родителей у нее не было (погибли в страшном ДТП), с бабушкой и дедушкой виделась редко. И только коллеги по работе, заметившие, что она не отрывается от планшета, предостерегали: «Ему не ты нужна, а твоя московская квартира. Может, мы, конечно, и не правы, но в такие чудеса и любовь по интернету верить нельзя. Подумай, приглядись повнимательнее, не принимай поспешных решений».
Советы подруг Лена не слышала. «Завидуют», - была уверена она. Тем более, вопреки их предположениям Арсен вовсе не напрашивался в Москву, а сам приглашал Лену в гости.
Внезапно молодой человек пропал. Как сквозь землю провалился. Перестал писать, не отвечал на телефонные звонки ... Для девушки это было ударом, она надолго ушла в депрессию. Из-за крушения надежд и потери своего счастья, которое было так близко. Хотелось наложить на себя руки. Помогли подруги, которые насильно отвезли ее к психотерапевту.
Только через полгода Лена узнала, что Арсена тогда забрали сотрудники ФСБ.
Якобы он вербовал русских девушек в интересах международных террористических организаций, обращал их в ислам, делал из них смертниц для совершения готовящихся терактов в России, предотвращенных спецслужбами, и отправлял их через Грузию в Турцию, а оттуда - в Сирию для войны на стороне запрещённой в России организации «Исламское государство».
«Только тогда я поняла, как мне повезло, - говорит Елена. - Близко было несчастье. Я была в шаге от смерти. Причём не только своей, но и других людей - ни в чем не повинных мирных жителей, которых я убила бы своим поясом шахида».
Убила бы?
«Убила, - отвечает Лена после некоторой паузы. - Ради Арсена я пошла бы в огонь и воду. Была влюблена в него без памяти. Это сейчас я понимаю, что он мной манипулировал, подводил к смене вероисповедания и борьбе с неверными, а тогда я ничего этого не замечала, глаза были словно в пелене, а голова - отключена. Я была готова бросить все и уехать к нему в Кабардино-Балкарию, где меня ждала бы сильная и при этом незаметная психологическая обработка, психотропные препараты и заряд взрывчатки для теракта в России или где-нибудь в Сирии».
Приказ: перейти границу
Случай Елены один в один копирует историю студентки филологического факультета МГУ Варвары Карауловой. С той лишь разницей, что последней не удалось отделаться так легко. Такая же типичная славянская внешность, как у Лены. Прямо скажем, не очень яркая и приметная. Наивный вроде бы взгляд. Словом, девочка-одуванчик, которая не вызовет подозрений полиции и служб безопасности.
Со своим вербовщиком Варвара познакомилась в «Вконтакте» в марте 2013 года. Девушка также сильно влюбилась, в конце мая 2015 года ушла из дома, сказав родителям, что идет в университет, однако сама втайне вылетела в Стамбул. Благодаря тому, что тревогу вовремя забил ее отец, Варвару и еще 12 граждан России при попытке перейти турецко-сирийскую границу в июне прошлого года задержала погранслужба Турции. Девушку переправили обратно в Россию, а спустя какое-то время арестовали ее вербовщиков, пытавшихся вовлечь ее в ряды ИГИЛ.
По словам представителя ФСБ, вернувшись, Варвара начала готовить новую попытку к бегству - так сильно она полюбила своего вербовщика и настолько прочно он вбил свое мировоззрение в ее голову ...
Назначенная следствием стационарная судебно-психиатрическая экспертиза в институте имени Сербского признала девушку вменяемой. В настоящее время Варвара Караулова находится в следственном изоляторе по обвинению в приготовлении к участию в запрещенной в России ИГИЛ. Ведется следствие.
Пушечное мясо на экспорт
В августе 2015 года за отправку в Сирию с целью воевать на стороне ИГИЛ житель Московского региона Артем Птушкин получил 2,5 года колонии. Суд учел раскаяние и сделку со следствием, поэтому срок пребывания в местах лишения свободы относительно невелик. Но сигнал понятен: подобная деятельность ведет к реальным тюремным срокам. Не говоря уже о том, что ценой борьбы за сомнительные идеалы в России и за рубежом может стать жизнь самого наемника и покалеченная судьба его родных и близких.
Как установила следственная служба УФСБ России по Москве и Московской области, в ряды «Исламского государства» Артём Птушкин был завербован ещё три года назад. В ноябре 2013 года транзитом через Турцию он отравился в Сирию. Там, в 300 километрах от столицы республики Дамаска, он оказался в распоряжении тренировочной базы «Аль Муаскар». Новоиспеченный доброволец в течение месяца обучался обращению с огнестрельным оружием, средствами навигации и связи, навыкам маскировки и обеспечения собственной безопасности в тылу врага. В школе боевиков молодой человек научился жить и готовить пищу в полевых условиях, нес караул, быстро улучшил свою физическую подготовку. Наградой за про хождение «курса молодого бойца» стал пистолет-пулемёт Beretta М12 и патроны к нему.
Только тогда московский «призывник» понял, что заигрался. На суде Артем Птушкин признавался, что запоздалое осознание последствий пришло к нему только перед самым выходом в бой против правительственных войск Сирии и союзников. Молодой человек испугался за свою жизнь и дезертировал из ИГИЛ. В середине января 2014 года Птушкин бежал из Сирии в Турцию, оттуда - в Египет, и только в мае 2015 года он вернулся в Россию, где был задержан.
Как именно Артем Птушкин вышел на террористов (а скорее - они на него), суд и право охранительные органы не раскрывают. Но известно, что альтернативная интернету схема «призыва» в ИГИЛ россиян - через мечети и молельные комнаты Москвы, Подмосковья и других крупных городов и регионов России. Особое внимание в них злоумышленники . уделяют славянам, ведь русским человеком, сменившим вероисповедание, принявшим ислам или хотя бы интересующимся им, легче манипулировать.
«Прихожанам мечетей и молельных комнат злоумышленники раздают листовки и брошюры, пронизанные соответствующей идеологией. Заинтересовавшихся обрабатывают психологически на встречах, объединяют в своеобразные кружки по интересам. По силе своего воздействия на психику эти собрания большее напоминают тоталитарные секты, - рассказывает социолог Андрей Ермолов. специализирующийся на изучении радикальных исламистских течений и противодействии им. - Так постепенно, не очень заметно для себя и для окружающих человек вязнет в этой идеологии. Для ускорения процесса могут применяться психотропные препараты и гипноз. Осознать про исходящее и понять тяжесть последствий, выбраться из этой трясины, соскочить с каждым следующим этапом психологической обработки и интеграции в ИГИЛ всё сложнее».
Три этих типичных истории из совсем недавнего прошлого показывают, что террористическая угроза ближе и серьезнее, чем может показаться на первый взгляд.
Цель терроризма – запугать и уничтожить
Совместная борьба с ним объединяет нас и делает сильнее
«Каждый взрыв бомбы террористов
убивает детей и разрывает горем сердца матерей».
Евгений Ханкин, писатель
15 сентября в Душанбе состоялось очередное заседание Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Среди других жизненноважных для участников Организации вопросов особое внимание было уделено противодействию терроризму и экстремизму.
Работа форума широко освящалась в средствах массовой информации. И было ясно, что проблемы борьбы с терроризмом и экстремизмом выходят на первый план международной политики. Ни одна из стран-участниц не осталась равнодушной к этой проблеме. Каждой из них, включая и Россию, уже приходилось сталкиваться с террором и экстремизмом на своей территории. Лидеры стран ОДКБ со всей ответственностью и решимостью заявили о готовности их народов вести бескомпромисную борьбу со всеми проявлениями терроризма и экстремизма.
Накануне саммита ОДКБ в Душанбе в ГУ МВД России по г. Москве обсудили вопросы деятельности московской полиции в сфере противодействия экстремизму. 7 сентября состоялось расширенное совещание при начальнике Главного управления генерал-лейтенанте полиции Анатолии Якунине, где обсуждались вопросы противодействия экстремизму и повышения эффективности деятельности в указанной сфере.
Было отмечено, что оперативная обстановка, в части касающейся борьбы с экстремизмом остается под контролем. Работу в этом направлении ведут все без исключения подразделения полиции.
Проводятся мероприятия против разжигания межнациональной розни и религиозных разногласий. На контроле противодействие распространению экстремистских материалов в сети Интернет, в том числе социальных сетях. Основой профилактики экстремистских проявлений является формирование толерантности в молодежной среде.
Генерал-лейтенант полиции Анатолий Якунин высказал глубокое убеждение, что с учетом меняющихся мировых реалий, связанных с миграционными процессами, необходимо активизировать борьбу с этнической преступностью и организацией незаконной миграции, направлять усилия органов внутренних дел столицы на профилактическую работу среди учащихся средних и высших учебных заведений.
Терроризм – достижение поставленных целей через применение насилия, массовые убийства с распространением страха, паники и хаоса. Экстремизм – приверженность крайних взглядов в политике и повседневной жизни. Волна террора растет. Сейчас нет кого, кто бы ни знал, о существовании ИГИЛ или Аль-Каиды, об их зверствах, сумашедшей ненависти ко всему просвященному, к иноверцам и их культуре. Терроризм – это высшая стадия фашизма.
Для сохранения своей личной жизни и нравственного здоровья следует помнить об опасности этих двух негативных явлений. Противодействие им – это не благо или прихоть, и задача не только государства, это обязанность и гражданский долг каждого отдельного человека.
Экстремизм и терроризм взаимосвязаны, одно пораждает другое. Возникают эти явления не на пустом месте, развиваются и крепнут постепенно.
Уже в подростковом возрасте насмешки и издевательства над теми, кто слабее и не похож на других, могут привести к более серьезным последствиям. Позже молодому человеку уже не нравятся, его раздражают люди с другим языком и цветом кожи. Появляются осознаные рассовая, религиозная нетерпимость, растет ксенофобия, неприязнь ко всем, кто думает иначе и не согласен с его убеждениями. Это не что иное, как проявления экстремизма на бытовом уровне.
Дальше кто-то может перейти к активным действиям, и все без исключения эти действия не будут законными, приемлемыми для подовляющего большинства окружающих, всего общества вцелом. Тем более «на помощь» всегда готовы прейти иностранные идеологи и специалисты.
Не стоит отварачиваться, и проходить мимо, когда кто-то оскорбляет словами или физически другого по национальному признаку, внешнему отличию.
Если при вас наносят надписи на стены, распрастроняют листовки с явно экстремистской направленностью.
Если вы стали свидетелем открытых устных призывов к смене существующего порядка, пропаганды рассового, этнического или религиозного превосходства – вспомните, что Вы гражданин многонациональной России, где все равны и наше единство проверено веками, где нет унижаемых и оскорбляемых.
Ваш гажданский и человеческий долг – сообщить об этих негативных явлениях в правоохранительные органы.
Если Вы обнаружили подозрительные, посторонние предметы там, где их быть не должно – не стоит проявлять инициативу и пытаться их устранить, этим займутся специалисты. Вы стали свидетелем телефонного звонка о готовящемся взрыве – не надо его игнорировать, пусть, опять же, все перепроверят профессионалы.Тем более, если Вам стало известно о готовящихся насильственных актах, чих-либо террористических планах - не медлите, звоните в полицию.
УВД по СЗАО ГУ МВД России по городу Москве просит граждан, в случае если Вы стали невольным свидетелем указанных выше негативных моментов, звонить по телефонам:
Дежурной части УВД по СЗАО: 499 – 194-11-85
Дежурного Отдела по СЗАО УФСБ РФ по г. Москве: 495 – 491-07-10
Службы «102»